Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№22»
(МБДОУ «Детский сад№22»
Принят
на заседании Педагогического совета
протокол № 1 от «28» августа 2024г.
Утвержден
заведующий МБДОУ «Детский сад №22»
Приказ № 01-14.1/68 от 28.08.2024г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №22»
на 2024 – 2025 учебный год
2024 г
Учебный
план
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №22» (далее - ДОУ) на 2024 –
2025 учебный год разработан в соответствии со следующими документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.07 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам-образовательным программам дошкольного образования».
Постановление государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования;
Основная общеобразовательная программа образовательная программа
дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 2»2.
Реализация Учебного плана предполагает учет следующих принципов:
сочетание принципов научной обоснованности и практической
применимости (содержание Учебного плана должно соответствовать
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»);
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не
только в рамках занятий, но и при организации режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности для них является игра.
В процессе разработки Учебного плана учитывались следующие
положения СанПиН:
продолжительность непрерывной образовательной деятельности не
более:
- от 1.5 до 3 лет — 10 минут
- от З до 4 лет - 15 минут
- от 4 до 5 лет - 20 минут
- от 5 до 6 лет - 25 минут
- от 6 до 7 лет - 30 минут продолжительность дневной суммарной
образовательной нагрузки не более:
- от 1.5 — 3 лет — 20 минут
- от З до 4 лет - 30 минут
- от 4 до 5 лет - 40 минут
- от 5 до 6 лет - 50 минут или 75 мин. при организации 1 занятия после
дневного сна
- от 6 до 7 лет — 90 минут начало занятий во всех возрастных группах не
раннее 8.00 *окончание занятий:
- при реализации образовательных программ дошкольного образования
не позднее 17.00
- при реализации дополнительных образовательных программ,
деятельности кружков
(студий), спортивных секций до 7 лет не позднее 19.30
- перерыв между последним занятием и началом дополнительных занятий
не менее 20 мин.
продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 мин.
- перерыв во время занятий для гимнастики не менее 2 мин.
*проведение занятий физической культурой и спортом на открытом
воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей
метеорологических условий (температуры, относительной влажности и
скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные
и морозные дни занятия физической культурой проводятся в зале.
*занятия физической культурой на открытом воздухе проводятся в
холодный период года:
- при температуре воздуха -9 градусов без ветра
- при температуре воздуха -6 градусов при скорости ветра до 5 м/с - при
температуре воздуха -3 градуса при скорости ветра 6-10 м/с.
*отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение
физических упражнений к общему времени занятия физической культурой
должна составлять не менее 7094 при организации образовательной
деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток
во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в
том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
*при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов,
программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях
воспитанниками, продолжительность непрерывного использования экрана не
должна превышать:
- интерактивная Доска: для детей 5-7 лет - 5-7 минут на занятии и
суммарно в день не более 20 мин.
- ноутбук: для детей 6-7 лет на занятии не более 15 мин. и суммарно в день
не более 20 мин.
*занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не
проводятся
*после каждого занятия спортивный и музыкальный залы
проветриваются не менее 10 минут.
Реализация образовательной деятельности обеспечивает личностное
развитие детей и охватывает следующие образовательные области: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется в форме
различных видов деятельности как сквозных механизмов развития детей.
В раннем возрасте непрерывная образовательная Деятельность
осуществляется в следующих видах деятельности:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и
др.);
- общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопата и пр.);
- восприятие смысла сказок, музыки, стихов, рассматривание картинок; двигательная активность.
Непрерывная образовательная деятельность с детьми дошкольного
возраста
(3-7 лет) осуществляется в видах деятельности:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др. виды
игр;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
-познавательно-исследовательская
(исследование
объектов
окружающего мира и экспериментирование с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными
движениями).
Учебный план определяет перечень образовательных областей (с учетом
принципа интеграции содержания), образовательную нагрузку на ребенка (с
учетом возраста) в организованных формах обучения (образовательных
предложений для всей группы детей) в детских видах деятельности —
непрерывной образовательной деятельности, их последовательность и
распределение по частоте, длительности организации (количество условных
часов (периодов), их длительность) каждого из пяти модулей образовательной
деятельности, обеспечивающих освоение образовательных программ МБДОУ
«Детский сад №22».
При необходимости, может быть реализован индивидуальный учебный
план, на основе индивидуализации содержания образовательных программ с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка.
Учебный план состоит из двух частей обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Выполнение
обязательной части образовательной программы в группах для детей
дошкольного возраста общеразвивающей направленности составляет не менее
60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение
образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику
детского сада, позволяет более полно реализованы социальный заказ на
образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
В соответствии с образовательными программами МБДОУ «Детский сад
№ 22» в обязательной части учебного плана определено время на
образовательную деятельность, отведенное на реализацию пяти
образовательных областей, с выделением видов образовательной
деятельности.
Содержание
педагогической
работы
по
освоению
детьми
образовательных
областей
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие» отражено в учебном плане.
Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной
деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части
формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в
учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС
ДО наиболее характерные для каждого возраста детей.
Содержание
непрерывной
образовательной
Деятельности
в
обязательной части
В рамках реализации образовательной области «Физическое развитие»
педагоги создают возможности для активного участия детей в
оздоровительных мероприятиях, проводят беседы о здоровом образе жизни,
организуют подвижные и дидактические игры валеологического содержания,
проводят спортивные досуги и динамические часы. Физическое воспитание
детей в детском саду направлено на формирование двигательных навыков и
двигательных качеств, расширение представлений о разных видах спорта,
становление ценностей здорового образа жизни. Организованные формы
двигательной деятельности включают в себя: утреннюю гимнастику,
физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки,
подвижные игры, спортивные упражнения, гимнастику после дневного сна в
дошкольных группах.
Непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию
осуществляется с детьми второго и третьего года жизни — 2 раза в неделю, а
с детьми в возрасте от З до 7 лет — З раза в неделю. С детьми 5-7 лет НОД по
физическому развитию проводится один раз в неделю на открытом воздухе
при отсутствии у детей медицинских противопоказаний.
Реализация содержания образовательной области «Социально
коммуникативное развитие» осуществляется в процессе совместной и
самостоятельной деятельности на основе организации различных видов
детской деятельности, адекватных возрасту детей. Педагоги создают условия
для формирования у детей положительного отношения к себе, другим людям,
окружающему миру, заботятся об их эмоциональном благополучии,
способствуют формированию навыков сотрудничества. Воспитатели
поощряют совместные игры детей, организуют их совместную деятельность,
направленную на создание общего продукта деятельности. С целью развития
коммуникативной компетентности воспитанников педагоги планируют
обсуждение различных ситуаций из жизни, рассказов, сказок, стихотворений,
организуют игры-драматизации, в ходе которых дети учатся различать и
передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживать им,
получают образцы нравственного поведения. Педагоги способствуют
развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные
способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать
очередность, устанавливать новые контакты.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
направлено на развитие познавательных интересов детей, формирование
познавательных действий, развитие воображения и творческой активности,
формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой
Родине, Отечестве, многообразии стран и народов мира.
В группах раннего возраста (2-й и 3-й год жизни) содержание
образовательной области реализуется через следующие виды детской
деятельности:
*экспериментирование с материалами и веществами
*предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками
В группах дошкольного возраста (4-й, 5-й, 6-й и 7-й год жизни)
познавательно исследовательская деятельность включает в себя следующие
направления:
*Первые шаги в математику.
*Ребенок открывает мир природы.
В процессе непрерывной образовательной деятельности воспитатели
организуют наблюдение за природными явлениями, составляют вместе с
детьми гербарии, экспериментируют с различными веществами, приборами и
материалами. В самостоятельной поисковой деятельности детей педагоги
развивают, поддерживают и поощряют любознательность, познавательную
инициативу, формируют индивидуальные познавательные предпочтения.
Познавательные беседы, чтение литературы природоведческого содержания,
целевые прогулки в природное окружение способствует воспитанию у детей
ценностного отношения к окружающей действительности.
В сфере элементарных математических представлений освоение
математического содержания детьми осуществляется на игровых занятиях,
включающих в себя развивающие и логико-математические игры, и через
активное включение детей в процесс экспериментирования по выявлению
связей и зависимостей между величиной, количеством и внешними
свойствами.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает
владение речью как средством общения и культуры, развитие речевого
творчества, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте. В процессе диалогического общения дети
активно включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию
загадок, сказок, рассказов. В группе раннего возраста педагоги уделяют
внимание обогащению активного словаря детей, развитию звуковой культуры
речи.
Реализация содержания образовательной области осуществляется в
группах раннего возраста (2-й и 3-й год жизни) через общение со взрослыми и
совместные игры со сверстниками.
В группах дошкольного возраста (4-й, 5-й, 6-й и 7-й год жизни)
коммуникативная деятельность включает в себя следующие направления:
Речевое развитие в младшей, средней и группах старшего дошкольного
возраста. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности в
группах старшего дошкольного возраста.
В образовательной области '«Художественно-эстетическое развитие»
педагоги развивают предпосылки ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства, мира природы, формируют элементарные
представления о видах искусства, способствуют развитию инициативности и
самостоятельности в воплощении художественного замысла, поддерживают
творческое самовыражение, предоставляют детям возможность выбора вида
деятельности, сюжета, материалов, средств воплощения художественного
замысла. Воспитатели включают музыкальные произведения в доступные и
привлекательные для ребенка виды деятельности, поддерживают желание
детей слушать музыку, делиться своими впечатлениями, участвовать в
музыкальных играх-драматизациях, поощряют индивидуальные творческие
проявления детей в работе над музыкально-двигательными сюжетными
этюдами, побуждают детей к выполнению музыкально-развивающих заданий.
Реализация содержания образовательной области осуществляется в
разных видах детской деятельности.
В группах раннего возраста (2-й и 3-й год жизни) в процессе восприятия
смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.
В группах дошкольного возраста (4-й, 5-й, 6-й и 7-й год жизни) через
следующие виды деятельности:
*изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация,
художественное конструирование)
*музыкальная деятельность
*восприятие художественной литературы и фольклора.
Специфика национально-культурных, демографических, климатических
условий представлена через наполнение других образовательных областей
краеведческим содержанием в рамках реализации образовательной
программы «Мы живем на Урале», Толстиковой О.В., Савельевой О.В. В
процессе
экскурсий,
игр-путешествий,
прогулок,
бесед,
чтения
художественной
литературы,
исследовательско-творческих
проектов
воспитатели знакомят детей с культурно-историческим, географическим,
природно-экологическим своеобразием родного города и края.
Благодаря сотрудничеству с МКУК «Историко-краеведческий музей
поселка Нейво-Шайтанский» дети приобщаются к истокам народной
региональной культуры, знакомятся с русским бытом. Такое сотрудничество
позволяет расширять представления детей о крестьянской народной культуре,
деревенских обрядовых праздниках, разных видах декоративно-прикладного
искусства Урала.
Учебный план
по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Образовательная
область
Физическое
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Вид деятельности/
направление
Двигательная
Экспериментирование
с материалами и
веществами
Предметная
деятельность и игры с
составными и
динамическими
игрушками
Познавательноисследовательская
деятельность:
Первые шаги в
математику
Ребенок открывает
мир природы
Общение
Коммуникативная
деятельность:
Речевое развитие
Подготовка к
обучению грамоте
Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г)
(минуты и/или количество периодов)
3-й год жизни
4-й год жизни
5-й год жизни
6-й год жизни
Н
М
Г
Н
М
Г
Н
М
Г
Н
М
Г
Обязательная часть
20 80 720 45 180 1620 60 240 2160 75 300 2700
10
40
360
20
80
720
20
80
7-й год жизни
Н
М
Г
90
360
3340
15
60
540
20
80
720
20
80
720
30
120
1080
15
60
540
20
80
720
20
80
720
30
120
1080
15
60
540
20
80
720
40
160
1440
60
240
1080
20
80
720
30
120
1080
720
Социальнокоммуникативное
развитие
Коммуникативная
деятельность:
Формирование основ
безопасного поведения
25
25
900
30
30
1080
1 НОД в четыре недели
Художественноэстетическое
развитие
Восприятие смысла
музыки, сказок,
стихов,
рассматривание
картинок:
Чтение
художественной
литературы
Музыка
Изобразительная
деятельность
(рисование, лепка,
аппликация)
Музыкальная
деятельность
Всего НОД в обязательной части
10
40
360
20
80
720
30
120 1080
40
160
1440
45
180
1620
60
240
2160
30
120 1080
40
160
1440
50
200
1800
60
240
2160
100 400 3600 150 600 5400 200 800
7200 295 1180 10620 390 1560 12960
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Познавательное
развитие
Познавательноисследовательская
Парциальная
программа «Мы
живем на Урале»
Всего НОД в части, формируемой
участниками образовательных
отношений
Образовательная нагрузка в неделю
100 400 3600 150 600 5400 200 800
25
100
900
30
120
1080
25
100
900
30
120
1080
7200 320 1280 11520 420 1680 14040